Выездная проверка по страховым взносам. Страховые взносы: камеральная проверка. Сроки проведения проверок

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды законодатель возложил:
- на Пенсионный фонд РФ и его территориальные отделения в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и
- Фонд социального страхования РФ и его территориальные отделения в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай , уплачиваемых в ФСС РФ
(п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). В связи с этим расширены и права указанных органов, в том числе и возможность проведения проверок в порядке, установленном законодательством РФ (пп. 2 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
Территориальные отделения ПФР и ФСС РФ вправе проводить камеральную и выездную проверки плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по своим направлениям. Целью как камеральной, так и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) указанных страховых взносов (п. п. 1 и 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
ПФР и ФСС РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов (п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). О том, что плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся ПФР и ФСС РФ только совместно, Минздравсоцразвития России напомнил в Письме от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748. При этом чиновники констатировали неправомерность проведения отдельных выездных проверок указанных плательщиков. Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки.
Порядок взаимодействия территориальных отделений ПФР и ФСС РФ при проведении совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов закреплен в Соглашении о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС РФ от 28.10.2009 N АД-30-33/10сог/02-43/07-2205П (Письмо ФСС РФ от 06.11.2009 N 02-10/07-11150).

Наставления руководства

В начале текущего года Правление ПФР выпустило Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (утв. Распоряжением от 03.02.2011 N 34р, далее - Методические рекомендации). В связи с этим признаны утратившими силу Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (введены были Распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р).
В Методических рекомендациях рассматриваются вопросы планирования и проведения выездных проверок территориальными отделениями ПФР только плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Их действие применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 г.
Напомним, что при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР одновременно проводится проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и предоставлением сведений застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Выбор проверяемых

Страхователь рискует попасть в план проверяемых (разд. II Методических рекомендаций), если:
- имеет задолженность по страховым взносам (свыше двух отчетных периодов подряд), нарушает сроки представления расчетов;
- по результатам камеральных проверок были выявлены следующие факты:
- уменьшение сумм начисленных страховых взносов (по сравнению с предыдущим периодом) при постоянном количестве работающих застрахованных лиц;
- наличие в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц;
- резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода;
- применяет пониженные тарифы страховых взносов (в том числе наряду с использованием общего тарифа);
- неоднократно вносил изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- от органов ФНС России поступила информация об участии организации в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Такая информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.02.2011 N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог (доведено Письмом ФНС России и ПФР от 22.02.2011 N ПА-4-2/2859@/ТМ-30-25/1769).
На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки, формируется ежегодный план-график их проведения. При этом страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.
Следовательно, по указанным критериям в IV квартале текущего года будут отобраны страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, для включения их в план-график проведения выездных проверок в 2012 г.
Выездная проверка страхователя в большинстве случаев проводится на его территории. Следовательно, плательщику страховых взносов надлежит предоставить пенсионщикам помещение для проведения выездной проверки. Если же у него отсутствует такая возможность, то выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР по месту нахождения организации (обособленного подразделения). Решение оформляется по форме 9-ПФР (Приложение N 14 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н) в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается для ознакомления организации (ее уполномоченному представителю) на территории (в помещении) проверяемого страхователя или в помещении территориального отделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае уполномоченные представители организаций вызываются путем направления уведомления о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н). Второй экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций).
Проверяющие при первом появлении обязаны предъявить свои служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) о проведении выездной проверки.
Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального отделения ПФР по месту нахождения обособленного подразделения, так и в рамках выездной проверки всей организации (п. п. 3 и 12 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием послужит решение о назначении проверки в первом случае - местным отделением фонда, во втором - отделением ПФР по месту нахождения головного подразделения.
При проверке организации, включая ее обособленные подразделения, акт по результатам проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки обособленных подразделений. В этом случае территориальным отделениям ПФР, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений, по месту их нахождения направляются копии акта выездной проверки плательщика-организации и решения, принятого по результатам рассмотрения материалов проверки.
В случае проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения организации по аналогии копии акта выездной проверки подразделения и принятого решения направляются в территориальное отделение ПФР по месту нахождения головной организации (п. 6.3 Методических рекомендаций).
Одновременно с ознакомлением плательщика взносов с решением о проведении проверки должностное лицо, ее проводящее, вручает требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки по форме 14 (Приложение N 21 к упомянутому Приказу N 957н, п. 3.7 Методических рекомендаций).
Представить документы страхователь должен в виде заверенных им копий. Истребование нотариальных копий не допускается. В случае необходимости проверяющие вправе ознакомиться и с подлинниками, но осуществить это они могут только на территории проверяемого лица (п. п. 2, 3, 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). На сбор указанных документов ему отводится 10 рабочих дней. Все представленные хозяйствующим субъектом документы проверяющим рекомендуется принимать по описи, заверяемой с обеих сторон (п. 4.6 Методических рекомендаций).
Страхователю предоставляется возможность отсрочить указанную в требовании дату представления запрашиваемых документов. Соответствующее письменное обращение с указанием причин задержки и срока, в течение которого требование может быть исполнено, ему необходимо направить пенсионщикам в течение дня после получения запроса (п. 4.9 Методических рекомендаций). Свой вердикт по этому поводу руководство отделения ПФР должно вынести в двухдневный срок с этого момента (п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Принятое решение оформляется по форме 15 (Приложение N 22 к Приказу N 957н) (п. 4.10 Методических рекомендаций).
Непредставление или несвоевременное представление документов является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Как видим, требование о представлении документов, необходимых для проверки, страхователю вручается одновременно с ознакомлением его с решением о назначении выездной ревизии. Следовательно, инспекторы Пенсионного фонда РФ тщательно готовятся к посещению страхователей, еще до начала проверки определяют, какие документы им понадобятся.
На это указывает и п. 7.1 Методических рекомендаций. Он предписывает проверяющим проанализировать перед выходом на проверку всю имеющуюся в отделении ПФР информацию о страхователе, сформировать по нему реестр платежей страховых взносов, запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты платежей во внебюджетные фонды.
Объем необходимых для проверки документов и информации о деятельности страхователя определяется инспекторами ПФР самостоятельно, в том числе исходя из состояния бухгалтерского учета проверяемого, степени вероятности обнаружения нарушений и пр. Отсюда вытекает неограниченность количества требований, выставляемых проверяющими в ходе выездной проверки (п. 4.2 Методических рекомендаций).

Проведение проверки

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Рассматриваемая проверка проводится отделением ПФР не чаще чем один раз в три года (п. п. 9, 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР (п. 2.2.4 Методических рекомендаций). Но она не может продолжаться более двух месяцев , если проводятся контрольные мероприятия организации, и одного месяца при проверке обособленных подразделений (п. п. 11, 13 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Данный срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения ПФР вправе приостановить проведение выездной проверки только по следующим основаниям (п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ):
- для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) отделения ПФР по формам 10 и 11 (Приложения N N 16 и 17 к Приказу N 957н).
На период действия срока приостановления проведения проверки (п. 6.1 Методических рекомендаций):
- страхователю возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки;
- проверяющие же приостанавливают свои действия на территории организации.

Документы для проверки

В Методических рекомендациях содержится конкретный перечень документов, подлежащих истребованию у страхователя для проведения выездной проверки . В него входят (п. 7.4 Методических рекомендаций):
- приказы об учетной политике;
- лицензии, допуски СРО, действующие в проверяемом периоде, и пр.;
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование;
- бухгалтерская отчетность (годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
- главные книги, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовые книги и пр.;
- аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84. Если в проверяемом периоде страхователь осуществлял выплаты в натуральной форме либо безвозмездную передачу материальных ценностей, то дополнительно затребуют регистры по счетам 41, 10, 43, 45, 91;
- карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов (рекомендуемая форма приведена в совместном Письме ПФР и ФСС РФ от 26.01.2010 N АД-30-24/691, от 14.01.2010 N 02-03-08-56П);
- организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к ним (приказы, коллективные и трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
- банковские и кассовые документы;
- первичные документы бухгалтерского учета, касающиеся выплат в пользу физических лиц (ведомости по начисленным доходам, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц). В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).
Кроме того, в ходе выездной проверки могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.
Проверка может проводиться сплошным либо выборочным методом. В первом случае изучению подвергаются все документы и сведения, относящиеся к начислению страховых взносов. Во втором - выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, которые позволяют сформировать общие выводы.
В ходе выездной проверки устанавливается:
- полнота и правильность определения:
- базы для начисления страховых взносов;
- сумм, не включаемых в базу для начисления страховых взносов;
- правильность применения тарифов страховых взносов и арифметических подсчетов, а также обоснованность применения пониженных тарифов;
- своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений;
- полнота и своевременность перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Вначале же проверяющим предложено проверить правильность оформления первичных учетных документов. Их будет интересовать, соответствует ли дата записи хозяйственной операции по начислению выплат в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для расчета страховых взносов, а также правильность подсчета соответствующих итогов в документах (п. 7.3 Методических рекомендаций).
Для оценки своевременности и полноты представления отчетности по страховым взносам и персонифицированному учету пенсионщики ревизуют расчеты РСВ-1 ПФР и формы индивидуальных сведений, поданные страхователем в отделение ПФР в проверяемый период, на предмет даты их представления.
Изучению и отражению в акте подлежат также сведения о представленных уточненных расчетах: за какой период, дата представления и сроки (до начала проверки, в процессе или по окончании). По уточненным расчетам, сданным страхователем до ознакомления с решением о назначении проверки, страхователь освобождается от ответственности за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов, предусмотренной ст. 47 Закона N 212-ФЗ, при условии, что им до представления уточненного расчета были уплачены недостающая сумма страховых взносов и соответствующие ей пени (пп. 1 п. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ).
При принятии решения по результатам проверки территориальным отделением ПФР учитываются также показатели уточненного расчета, представленного в ходе контрольного мероприятия. Однако в этом случае организация не освобождается от ответственности за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов, поскольку ею не выполнены приведенные выше требования, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 17 рассматриваемого Закона.
Методическими рекомендациями при проверке правильности определения объекта налогообложения и базы для начисления предписано:
- по объекту - сравнить виды выплат и иных вознаграждений, на которые страхователем фактически начислены страховые взносы, с видами выплат и иных вознаграждений, на которые они должны быть начислены в соответствии с действующим законодательством;
- по базе - исследовать, рассчитать и сравнить количественные и суммовые данные по выплатам физическим лицам, отраженные в расчетах по страховым взносам, с фактическими данными бухгалтерского учета по всем суммам, начисленным в пользу физических лиц.
В любом случае основным объектом для сравнения послужат обороты по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и строки 200, 210, 220, 221, 230 расчетов РСВ-1 ПФР. При проверке данных строк 200 и 300 инспекторам рекомендуется также посмотреть данные по счетам 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В большинстве случаев бухгалтерский учет ведется страхователями с применением программ подготовки отчетности. В таком случае Методическими рекомендациями предлагается проверяющим уделить особое внимание операциям, введенным "вручную", которые отражены в соответствующих регистрах бухучета и в других документах, так как среди них могут оказаться разовые выплаты или вознаграждения физическим лицам, по которым не исчислены и не уплачены страховые взносы.
Помимо проверки соответствия данных расчетов по страховым взносам тем, что содержатся в регистрах бухгалтерского учета, инспекторам предложено рассчитать и сравнить суммы, отраженные в главной книге по счетам бухгалтерского учета 70, 69, 50, 51, 55, 71, 84, с суммами, указанными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета. Суммовые данные регистров бухгалтерского учета необходимо сравнить с первичными документами, на основе которых они составлены.
Проверяющим рекомендуется обращать особое внимание на нетипичность корреспонденции счетов или ее несоответствие содержанию хозяйственной операции, связанной с определением базы по страховым взносам (п. 7.5.3 Методических рекомендаций).
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Найдя выплаты, на которые работодателем не были начислены страховые взносы, инспекторы вначале проверят обоснованность их отнесения к суммам, не подлежащим обложению платежами во внебюджетные фонды. После же проверки их соответствия критериям, установленным п. п. 1, 2 и 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, пенсионщикам предложено проследить документальное их подтверждение и размер выплаты.
Проверяющим надлежит отследить также и момент, когда размер базы для начисления страховых взносов превысит ее предельное значение: 415 000 руб. в 2010 г., 463 000 руб. в текущем (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933) (п. 7.5.4 Методических рекомендаций). С суммы превышения страховые взносы во внебюджетные фонды не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов осуществляется на основе индивидуальных карточек учета выплат в пользу физических лиц и страховых взносов.
Данные карточек инспекторы должны сопоставить с регистрами бухгалтерского учета по счету 69. При этом проверяются субсчета счета 69 "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии", "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии", "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ФФОМС", "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС".
На основе данных по указанным субсчетам счета 69 проверяется также достоверность сумм начислений страховых взносов в расчетах РСВ-1 ПФР по строкам 110 - 114, 241 - 244, 341 - 344, 391 - 394 и сумм перечисленных платежей по строкам 140 - 144, 520.
Кроме того, проверяющим предложено сравнить данные индивидуальных карточек учета со сведениями, отраженными в справках 2-НДФЛ о доходах соответствующих физических лиц. Если в последней доходы сотрудника окажутся больше, нежели выплаты в пользу его согласно индивидуальной карточке, то инспекторам предложено выяснить причины такого расхождения (п. п. 7.5.5.2 и 7.5.5.3 Методических рекомендаций).
При проверке правильности применения тарифов и арифметических подсчетов пенсионщиков прежде всего будут интересовать основания для применения страхователем пониженных тарифов страховых взносов. При этом в ряде случаев в этих целях инспекторы могут привлечь и налоговиков - либо в виде предоставления ими необходимой информации, либо непосредственно в форме участия в проведении проверки (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ) (п. 7.5.5.4 Методических рекомендаций).
Отдельный раздел (разд. VIII) Методических рекомендаций посвящен формам возможных выплат в пользу физических лиц:
- наличными денежными средствами через кассу организации;
- безналичным путем (путем списания денежных средств со счетов организации и перечисления их на лицевые счета работников (физических лиц));
- в виде натуральной оплаты.
По каждой из форм приводятся проводки по бухгалтерскому учету. При этом обращается внимание на те, которые, как правило, используются для "сокрытия объекта обложения страховыми взносами". В число таковых, к примеру, попали:
Дебет 41 (44, 86, 91, 96 и др.)
Кредит 50.
Особенности проведения выездной проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица приведены в п. 6.2 Методических рекомендаций.

Акт проверки

В последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР (Приложение N 18 к Приказу N 957н). В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка составляется в двух экземплярах, один из которых вручается организации.
В случае уклонения страхователя от получения справки она направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР (Приложение N 26 к Приказу N 957н). Требования к составлению акта выездной проверки изложены в Приложении N 28 к Приказу Минздравсоцразвития России N 957н.
В акте выездной проверки не должна отражаться неуплата текущих платежей. По таким платежам составляется справка о выявлении недоимки у организации по форме 3-ПФР (Приложение 5 к Приказу N 957н).
Акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов. В описательной части отражается информация по основным вопросам, подлежащим проверке, в том числе сведения о выявленных:
- занижении базы для начисления страховых взносов;
- сумме страховых взносов, не уплаченных в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
- неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
- непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, -
а также о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах.
В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.
В случае если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные вопросы и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений относительно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.
Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать:
- выводы о взыскании со страхователя суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за их неуплату (несвоевременную уплату);
- предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения по устранению выявленных нарушений;
- предложения о привлечении организации к ответственности с изложением оснований и состава правонарушений;
- указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки.
Кроме того, в акте отражаются результаты проверки своевременности и полноты представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими выездную проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
В течение пяти дней с даты подписания акт проверки должен быть вручен страхователю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При уклонении от получения акта проверки этот факт отражается в акте проверки. Акт в таком случае направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.
При несогласии с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих страхователь в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить пенсионщикам письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). При этом к письменным возражениям им могут быть приложены (или в согласованный срок переданы) документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений (п. 9.2 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия нарушений на это указывается в акте выездной проверки и в служебной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР, выносившего решение о проведении этой проверки. При этом решение по результатам выездной проверки не принимается (п. 9.3 Методических рекомендаций).

Решение по проверке

Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления организацией письменных возражений по акту . Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, например в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального отделения ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов по форме 18 (Приложение N 29 к Приказу N 957н). На основании этого решения выставляется требование о представлении документов по форме 14, которые впоследствии приобщаются к материалам выездной проверки.
Дату рассмотрения материалов проверки руководству территориальных отделений ПФР рекомендовано назначать не ранее шестого рабочего дня из установленного срока для принятия решения, поскольку организация вправе направить возражения по почте в последний день срока, предусмотренного для их подачи.
Руководитель (заместитель руководителя) отделения ПФР письменно извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Для этого в адрес страхователя может быть направлено уведомление о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н).
Организация может участвовать при рассмотрении материалов проверки. Однако неявка представителей страхователя не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие проверяемого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального отделения ПФР обязательным.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) отделения ПФР выносит:
- решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения по форме 19-ПФР либо
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения по форме 20-ПФР (Приложения N N 30, 32 к Приказу N 957н соответственно).
Дата решения о привлечении к ответственности либо решения об отказе в привлечении к ответственности должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также указываются размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней (п. п. 9 и 10 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности в течение пяти дней после дня его вынесения вручается страхователю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если названными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В решении отражаются:
- срок, в течение которого организация вправе обжаловать данное решение;
- порядок обжалования решения в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его страхователю. На основании вступившего в силу решения организации направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа (п. п. 11, 12, 13 и 14 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Материалы выездной проверки приобщаются к наблюдательному делу плательщика страховых взносов (п. 9.3 Методических рекомендаций).

Пенсионный фонд разработал Методические рекомендации (взамен временных) по организации выездных проверок плательщиков страховых взносов. Новая «методичка» в основном сохранила данные ранее рекомендации, дополнив их рядом положений. В частности, подробно рассмотрен порядок планирования проверок, приведены критерии, по которым ревизоры будут отбирать предприятия для проведения мероприятий контроля. Кроме того, «детализированы» разделы, посвященные периоду и срокам, а также порядку проведения проверки и оформления ее результатов. Приведен довольно обширный комплект документов, которые должны быть истребованы для проверки. Об этих, а также о других вопросах, связанных с проведением выездных проверок плательщиков страховых взносов, пойдет речь в нашей статье.

Кого ждать на проверку

Территориальные органы ПФР и ФСС, в силу ст. 3 Закона о страховых взносах наделенные полномочиями по контролю за уплатой страховых взносов, в соответствии с п. 3 ст. 33 данного закона вправе проводить выездные проверки плательщиков с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства о страховых взносах.

Проводить плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов территориальные органы ПФР и ФСС могут только совместно (п. 3 ст. 33 Закона о страховых взносах). В Письме Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748 подчеркнуто, что проведение отдельных плановых выездных проверок органами контроля за уплатой страховых взносов неправомерно. По мнению чиновников Минздравсоцразвития, независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки.

При этом одновременно с проверкой правильности расчета и уплаты взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ревизоры ПФР проверяют документы, связанные с обязательным пенсионным обеспечением, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (п. 7 ст. 35 Закона о страховых взносах) , а специалисты ФСС – правильность расчета пособий, которые выплачиваются за счет средств фонда в соответствии с Законом об обеспечении пособиями (п. 8 ст. 35 Закона о страховых взносах) .

В целях координации взаимодействия по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС заключили Соглашение ПФР № АД-30-33/10сог, ФСС России № 02-43/07-2205П от 28.10.2009 (далее – Соглашение ).

Вместе с тем порядок создания совместных рабочих групп из сотрудников двух фондов, а также разработка положений, регламентирующих организационные моменты в части назначения руководителя проверки, разделения полномочий внутри группы, Соглашением не определены. В пункте 3.1.6 этого документа лишь упоминается о возможности создания совместных рабочих групп.

Помимо этого, предусмотрена разработка сторонами организационно-методических документов по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов (п. 2.2 Соглашения ).

Поскольку в принятых Методических рекомендациях ни слова не говорится о совместных с ФСС ревизиях, выходит, что каждая из сторон Соглашения должна самостоятельно разработать организационно-методические документы по проведению проверок.

Между тем ревизоры ФСС при проведении выездных проверок с 09.07.2008 применяют Методические указания по проверкам ФСС . Учитывая, что данный документ принят ранее, нежели Закон о страховых взносах (как, впрочем, и упомянутое Соглашение ), ФСС, по всей видимости (вслед за коллегами из ПФР), либо внесет поправки в названный документ, либо выпустит новые рекомендации.

Добавим, что территориальные органы ПФР и ФСС должны разрабатывать и утверждать ежегодные планы совместных проверок (до 25 декабря предшествующего года), в соответствии с которыми они будут осуществлять контроль над тем, как соблюдается законодательство о страховых взносах (п. 3 ст. 33 Закона о страховых взносах, п. 2.2 Методических рекомендаций ). Причем утвержденный план не является окончательным, впоследствии он может быть скорректирован в части проверяемых лиц, а также сроков проведения проверок.

Анализ указанных выше документов позволяет сделать вывод о наличии некоторой неопределенности в части организации совместных проверок органами контроля, а также об отсутствии единых методических рекомендаций. Между тем можно с полной уверенностью утверждать, что решение по результатам рассмотрения материалов выездной проверки будет отражать согласованную позицию двух внебюджетных фондов. На это, в частности, указано в п. 3.2 Соглашения . Отметим, что таких решений должно быть два. Но прежде чем говорить об особенностях документального оформления процедуры (и отдельных этапах) совместной поверки, скажем несколько слов о планировании проверки и критериях отбора для нее плательщиков взносов.

Кого проверят

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (например, наличие задолженности; уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц; отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления страховых взносов и задолженности по ним;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

В «методичке» приведены следующие критерии , по которым контролирующие органы будут отбирать плательщиков взносов для проверки:

1. Отнесение к числу крупнейших плательщиков.

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).

Плательщики страховых взносов, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, не подлежат включению в план-график.

6. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим пе-риодом при неизменной численности работников.

8. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).

10. Наличие информации от органов ФНС об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

С точки зрения ФСС (п. 2 разд. I Методических указаний по проверкам ФСС ), критериями для проведения проверки являются:

– значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию;

– систематически получаемые страхователями значительные суммы от отделения (филиала отделения) фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию.

Таким образом, соответствие плательщика страховых взносов одному или нескольким из перечисленных критериев является достаточным поводом для назначения в отношении него органами контроля выездной проверки.

Особенности документального оформления

Формы документов, применяемые при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н (далее – Приказ № 957н ).

К сведению

Напомним, Минздравсоцразвития выполняет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в том числе ведет разъяснительную работу по применению законодательства о страховых взносах, а также разрабатывает и утверждает соответствующие формы (ст. 1, 15, 16, 19, 22, 26, 28 Закона о страховых взносах ).

При этом большая часть форм документов, утвержденных данным приказом, должна быть составлена со стороны как ФСС, так и ПФР.

Например, решений о проведении проверки должно быть два. Одно – от руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР (форма 9-ПФР). Второе – от руководителя (его заместителя) территориального органа ФСС (форма 9-ФСС РФ).

Также для каждого фонда предусмотрена своя форма:

– справки о проведении проверки (формы 12-ПФР и 12-ФСС РФ);

– акта выездной проверки (формы 17-ПФР и 17-ФСС РФ);

– решения о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за нарушения законодательства о страховых взносах (формы 19-ПФР и 19-ФСС РФ или 20-ПФР и 20-ФСС РФ).

Кроме того, специалисты каждого фонда оформляют свои документы в части выявления и взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеням и штрафам (например, формы 3-ПФР и 3-ФСС РФ).

При этом следует отметить, что все перечисленные формы документов дублируют друг друга и отличаются, по сути, лишь названием.

Между тем для некоторых процедурных стадий проверки, таких как решения о приостановлении проведения выездной проверки (форма 10) и ее возобновлении (форма 11), акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц органа контроля на территорию или в помещения плательщика взносов (форма 13), а также требование о представлении документов (форма 14) и решения об истребовании необходимых документов (форма 18), Приказом № 957н предусмотрена лишь одна форма документа.

В то же время из анализа перечисленных форм следует, что каждый из названных документов (будь то решение о приостановлении проверки или об истребовании документов) должен быть подписан руководителем (или его заместителем) органа контроля, каковым является и ПФР, и ФСС. Выходит, что и данные документы должны быть оформлены со стороны как ФСС, так и ПФР.

Таким образом, в ходе проведения совместной выездной проверки практически все документы, применяемые при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов, должны быть оформлены в двух экземплярах (и речь, как вы понимаете, идет не о непосредственном количестве составляемых документов).

Полагаем, что ненадлежащее оформление указанных документов также будет служить безусловным основанием для отмены вышестоящим органом контроля обжалуемых решений, принятых по результатам проверок, как это нередко происходит при обжаловании результатов налоговых проверок.

В заключение – несколько слов о руководителе проверки.

В связи с тем что решений о проведении проверки должно быть два, возникает вопрос: сколько должно быть руководителей в рамках совместной проверки? Принимая во внимание порядок оформления документов, используемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов, можно сделать вывод, что таких руководителей вполне может быть два. Ведь не может же руководитель территориального органа ФСС назначить руководителем выездной проверки сотрудника территориального отделения ПФР (или наоборот), да и координировать при проверке работу ревизоров одного фонда сотруднику другого, очевидно, будет затруднительно.

Процедура проверки

В основном положения Закона о страховых взносах , касающиеся проведения выездных проверок, аналогичны порядку проведения налоговой выездной проверки (ст. 89 НК РФ ), но есть и характерные особенности.

Проверяемый период

В ходе проверки проверяется период не более трех лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ст. 35 Закона о страховых взносах ). При этом проверка проводится не чаще чем раз в три года.

Добавим, что в 2011 году органы контроля могут проверить уплату страховых взносов только за 2010 год (Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1344-19), тогда как расчеты пособий подлежат проверке за три предыдущих года (п. 6 Методических указаний о проверках ФСС).

Срок проверки

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев в головной организации и одного месяца в обособленном подразделении (при его наличии). Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и по день, когда составлена справка о ее проведении (формы 12-ПФР и 12-ФСС РФ).

Обращаем ваше внимание, что выездная проверка, осуществляемая органом контроля за уплатой страховых взносов, в отличие от выездной налоговой проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ ) не может быть продлена – только приостановлена. При этом общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев (п. 18 ст. 35 Закона о страховых взносах ).

Проведение повторной выездной проверки плательщиков страховых взносов не предусмотрено.

Подчеркнем, что в случае приостановления проверки ревизорами ПФР на основании решения по форме 10 приостановить действия по проверке и покинуть территорию плательщика взносов должны и их коллеги из ФСС, также оформив соответствующее решение.

Основания для приостановления проверки, определенные п. 15 ст. 35 Закона о страховых взносах , схожи с теми, что приведены в п. 9 ст. 89 НК РФ . Единственным отличием является то, что органы контроля не вправе приостанавливать проверку для проведения экспертиз.

Добавим, что органы контроля в отличие от налоговых органов (ст. 31 НК РФ ) при проведении мероприятий контроля лишены полномочий по привлечению специалистов, экспертов, переводчиков, а также свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля (). Учитывая изложенное, можно предположить, что в ходе проверки ревизоры не станут (по крайней мере, целенаправленно) выявлять «серые схемы», нередко применяемые при выплате вознаграждений (заработной платы) физическим лицам, поскольку доказательствами использования плательщиками взносов подобных схем являются, как правило, именно свидетельские показания.

Полномочия органа контроля

Органы контроля за страховыми взносами, в отличие от своих коллег из налогового ведомства, не вправе:

– производить выемку документов у плательщика, когда есть достаточные основания полагать, что они будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– приостанавливать операции по счетам плательщика в банках или налагать арест на его имущество;

– заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

– проводить осмотр помещений плательщика.

Остальные полномочия органов контроля за уплатой страховых взносов, определенные ст. 29 Закона о страховых взносах , совпадают с перечнем прав налоговых органов, установленным в ст. 31 НК РФ .

Что касается определения суммы взносов расчетным путем, ревизоры фондов вправе это сделать в двух случаях (пп. 4 п. 1 ст. 29 Закона о страховых взносах ):

– при отказе плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля на свою территорию (в помещение);

– при отсутствии учета объектов обложения страховыми взносами или осуществлении такого учета с нарушением установленного порядка, приведшем к невозможности исчислить страховые взносы.

А вот определять расчетным путем суммы взносов при непредставлении в течение более двух месяцев необходимых для расчета документов (как это разрешено налоговикам) органы контроля не могут.

К сведению

Несмотря на то что Законом о страховых взносах органам контроля предоставлено право применять расчетный метод (хотя порядок его применения не прописан достаточно четко), в Методических рекомендациях относительно начисления взносов расчетным путем ничего не сказано.

Так же как и налоговики, органы контроля могут получать справки по операциям и счетам юридических лиц (пп. 8 п. 1 ст. 29 Закона о страховых взносах, абз. 2 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» ).

Кроме того, органы контроля могут обращаться в налоговую службу с заявлением о признании плательщика несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов (пп. 10 п. 1 ст. 29 Закона о страховых взносах ).

Истребование документов

Страхователь обязан предоставить органам контроля возможность ознакомиться с документами, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов (п. 21 ст. 35 Закона о страховых взносах ), а должностное лицо органа контроля вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования (по форме 14) о представлении документов (п. 1 ст. 37 Закона о страховых взносах ). Причем данное требование исходя из п. 3.7 Методических рекомендаций вручается одновременно с решением о проведении поверки.

Обратите внимание

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, тогда как в отношении данных и документов бухгалтерского и налогового учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов, установлен четырехлетний срок (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ ).

Для подготовки документов плательщику взносов отводится 10 рабочих дней. Процедура продления срока установлена в п. 6 ст. 37 Закона о страховых взносах . Отметим, срок для подготовки документов может быть продлен (безусловно, при наличии веских причин), причем каких-либо ограничений на этот счет указанная норма не содержит. Все зависит от того, в какой срок плательщик взносов может уложиться, чтобы исполнить требование ревизоров о представлении документов. Впрочем, орган контроля вправе и отказать в продлении срока. При этом форма 15 решения об отказе в продлении сроков не предусматривает указания его причин.

На принятие решения о продлении срока для подготовки истребуемых документов органу контроля отводится два дня после получения письменного уведомления плательщика взносов, который, в свою очередь, должен направить данное уведомление на следующий день после получения требования.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах ).

В ходе проверки ревизоры, разумеется, исследуют все документы, связанные с начислением вознаграждений и прочих выплат в пользу физических лиц, а также банковские и кассовые документы. Будут исследованы и аналитические данные по подотчетным лицам и прочим дебиторам и кредиторам.

Кроме того, проверяющие вправе затребовать учредительные и организационно-распорядительные документы (например, приказы, коллективные и трудовые договоры, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц) (п. 7.4 Методических рекомендаций ).

К сведению

Во Временных методических рекомендациях ревизорам во время проверки рекомендовалось ознакомиться с регистрами налогового учета. В Методических рекомендациях об этом не упоминается, потому в перечне истребуемых ревизорами документов данные регистры, по всей видимости, будут отсутствовать.

Отметим, список документов, истребуемых территориальным органом ФСС, будет отличаться от перечня, истребуемого их коллегами из ПФР. Ведь ревизоры ФСС, помимо проверки уплаты страховых взносов, будут анализировать документы, связанные с выплатой пособий по обязательному социальному страхованию. А проверяющие ПФР, вне всякого сомнения, истребуют на проверку документы по персонифицированному учету застрахованных лиц.

На что обратят внимание ревизоры

В разд. VIII Методических рекомендаций приведены характеристики отдельных бухгалтерских операций, в которых, по мнению авторов «методички», могут скрываться неучтенные выплаты.

Так, проверяя, правильно ли плательщик взносов посчитал облагаемую страховыми взносами базу, органы контроля обязательно проанализируют операции, введенные «вручную» , отраженные в соответствующих регистрах бухгалтерского учета и в других документах, поскольку в таких регистрах бухгалтерского учета и документах, как считают составители «методички», могут быть отражены хозяйственные операции, по которым не исчислены и не уплачены страховые взносы (например, разовые выплаты или вознаграждения физическим лицам).

Также ревизоры, безусловно, обратят внимание на нетипичность корреспонденции счетов или ее несоответствие содержанию хозяйственных операций, связанных с определением базы по страховым взносам.

При обнаружении подобных записей ревизоры обязательно отследят отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете, проверят наличие первичного или иного оправдательного документа, подтверждающего их реальность и правомерность.

В целях выявления расхождений между облагаемой базой по страховым взносам и суммами выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц, органы контроля сопоставят сведения, отраженные плательщиками взносов в карточках индивидуального учета, с показателями справок по форме 2-НДФЛ и данными карточек по учету доходов и НДФЛ.

Кроме того, искать суммы, которые не были учтены при обложении взносами, ревизоры будут в оборотах по счету 50 «Касса». Именно здесь, по мнению авторов Методических рекомендаций , могут быть скрыты выплаты, произведенные наличными денежными средствами, минуя счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В части того, как выявить подобные выплаты, четких рекомендаций авторы «методички» не дают, зато указывают направление поиска. Например, рекомендовано проверить информацию о выплатах, отраженную в проводках: Дебет счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 84 «Нераспределенная прибыль», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов» и другие Кредит счета 50. Такие проводки, по мнению составителей «методички», не только скрывают объект обложения страховыми взносами, но и искажают бухгалтерский учет.

Кроме того, ревизоры обязательно проверят полноту отражения в бухгалтерском учете всех операций, осуществленных по всем банковским счетам плательщика взносов. В частности, проверят, отражены ли в облагаемой базе выплаты, произведенные в пользу физических лиц безналичным путем по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права.

Выплаты физическим лицам, выполняющим разовые работы, тоже могут производиться через подотчетных лиц. В такой ситуации к авансовому отчету, как правило, прикладываются акт приемки выполненных работ и документ, подтверждающий факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость). Поэтому в расчетах с подотчетными лицами ревизоры также будут искать суммы, не включенные в облагаемую базу по страховым взносам.

Обжалование актов органов контроля

Обжалование актов органов контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц имеет некоторые особенности по сравнению с порядком обжалования, установленным в Налоговом кодексе.

Но прежде напомним, что порядок и сроки оформления результатов проверки и вынесения решения по ее материалам установлены в ст. 38 и 39 Закона о страховых взносах . Согласно п. 13 ст. 39 данного закона копия решения вручается плательщику (под расписку или иным способом) в течение пяти дней с момента его вынесения. При этом если решение направляется по почте заказным письмом, то считается полученным по истечении шести дней с момента отправки.

Жалоба подается в письменной форме или в форме электронного документа при помощи информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

В силу п. 2 ст. 54 Закона о страховых взносах плательщик страховых взносов вправе обжаловать результаты проверки в вышестоящий орган и суд одновременно, тогда как положениями Налогового кодекса предусмотрен порядок обязательного досудебного обжалования (ст. 101.2 и п. 1 ст. 138 НК РФ ).

Кроме того, Законом о страховых взносах не предусмотрено приостановление исполнения обжалуемого решения, как это установлено в п. 4 ст. 101.2 НК РФ . Другими словами, решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вступившее в силу, не приостанавливается в случае его обжалования плательщиком взносов.

Отметим, что для подачи жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, как и в налоговом законодательстве, отведен трехмесячный срок (п. 2 ст. 55 Закона о страховых взносах ). Принимая во внимание особенности документального оформления результатов совместной проверки, считаем, что данную жалобу плательщику взносов необходимо подать в вышестоящий орган как ФСС, так и ПФР.

Финансовые санкции

В заключение рассмотрим финансовые санкции, которые могут быть наложены на плательщика взносов по результатам выездной проверки в случае выявления нарушений законодательства о страховых взносах.

Статьей 47 Закона о страховых взносах предусмотрено взыскание штрафа с плательщика взносов за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщика взносов. Размер штрафа варьируется от 20% неуплаченной суммы страховых взносов до 40%, если будет доказан умысел в действиях плательщика взносов.

Названной статьей предусмотрена ответственность непосредственно за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Поэтому оштрафовать плательщика за нарушение правил учета, приведшее к занижению облагаемой базы (как это предусмотрено, например, ст. 120 НК РФ ), ревизоры не вправе.

Кроме того, законодательством о страховых взносах, конечно, предусмотрена ответственность за непредставление расчетов по взносам:

– до 180 дней просрочки – штраф в размере 5% подлежащей уплате суммы взносов за каждый месяц со дня, установленного для представления расчета, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;

– свыше 180 дней – штраф в размере 30% подлежащей уплате суммы взносов на основе соответствующего расчета и 10% указанной в расчете суммы взносов за каждый месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб. (ст. 46 Закона о страховых взносах ).

Полагаем, к ответственности, предусмотренной данной нормой, плательщики взносов привлекаются чаще по результатам камеральных проверок, хотя не исключена вероятность того, что указанные санкции будут применены в отношении них и по результатам выездных проверок.

Наряду с налоговыми платежами организации уплачивают страховые взносы, начисленные на доходы работников. Коммерческие структуры в форме ИП дополнительно перечисляют взносы, направляемые на собственное страхование. С 2017 года администрирование страховых взносов осуществляет ИФНС. В НК РФ добавлена глава 34, посвященная порядку администрирования.

Взносы, попадающие под налоговый контроль

В соответствии с нововведениями налоговые органы контролируют:

  • Отчисления на пенсионное страхование.
  • Платежи в фонд социального страхования, за исключением платы на профилактику профзаболеваний и страхование от несчастных случаев на производстве.
  • Взносы на медицинское страхование.

Администрирование платежей включает право на проведение с налогоплательщиками сверок расчетов, зачетов сумм, возврата переплаченных взносов, взыскания недоимки. При выявлении нарушений законодательных норм ИФНС имеет право налагать пени и штрафы с взысканием их в принудительном порядке. Органы получили право на проведение мероприятий налогового контроля.

Органы контроля, осуществляющие проверки

Ряд функций по проведению проверок взносов, исчисленных и уплаченных в предшествующем 2017 году периоде, осуществляют фонды.

Законодательные акты, ранее изданные фондами, продолжают действовать и используются в порядке исчисления и уплаты взносов. После начала администрирования взносов ИФНС разъяснения законодательных норм будет осуществлять Минфин.

Проверки ИФНС в рамках контроля страховых взносов

Налоговые органы имеют право на проведение камеральных и выездных проверок по вопросу правильности исчисления взносов. Проверки имеют отличия в порядке проведения.

Условие проведения проверки Выездная проверка Камеральный контроль
Решение о проверке Требуется, с обязательным ознакомлением руководителя предприятия Не требуется, проверка осуществляется в рамках обязанности инспектора
Период проверки 3 года ведения деятельности, предшествующие мероприятию 3 месяца с момента сдачи декларации
Способ проверки Сплошной Выборочный
Место проведения Территория предприятия либо ИФНС при отсутствии условий для проверки Территориальный орган ИФНС по месту учета организации или ИП
Представление документов Оригиналы либо заверенные копии Заверенные копии при возможности ознакомления с оригиналом
Решение по результатам проверки Составляется в безусловном порядке с ознакомлением руководителя При отсутствии нарушений вынесенное решение не предъявляется руководителю предприятия

Повторно проверка налога или взноса в одном периоде не осуществляется, за исключением проведения мероприятия контроля вышестоящим органом.

Предмет проверки органов контроля

При проверке порядка исчисления взносов инспекторы подвергают анализу учетную документацию предприятия с целью определения:

  • Соблюдения сроков представления расчетов (при камеральных мероприятиях).
  • Достоверности представленной информации, отсутствие арифметических ошибок.
  • Соответствия законодательным нормам порядка определения базы для налогообложения, обоснованности применения льгот, ставок.
  • Верности исключения сумм, не включаемых в расчет базы для налогообложения.

Выездная проверка плательщика взносов

При проведении выездного мероприятия контролирующие органы часто объединяют проверку нескольких налогов и взносов в одну процедуру. О начале проверки свидетельствует решение руководителя органа контроля с обязательным предъявлением документа руководителю предприятия. Без ознакомления директора компании с решением и личными удостоверениями инспекторы не имеют право начинать проверку. Порядок предъявления документов к проверке:

  • До начала проверки руководителю предприятия предъявляется требование с перечнем запрашиваемых документов.
  • Количество требований может быть более одного документа.
  • Документальные формы, не указанные в требовании, не могут быть запрошены инспекторами при проверке (если отсутствует дополнительный пункт о представлении прочих документов, подтверждающих исчисление взносов).
  • Документы предоставляются в заверенных копиях. Ознакомление с оригиналами форм допускается на территории предприятия. Исключение составляют проверки, при которых предприятия не могут предоставить отдельные помещения для расположения инспекторов и мероприятие осуществляется по месту нахождения органа контроля.

На предоставление документов отводится 10 дней. Проверка взносов требует значительного времени на подготовку объемного материала, особенно у организаций с большой штатной численностью. Налогоплательщик может перенести срок предоставления документов, представив письменное уведомление с просьбой об отсрочке, причинах и дате подачи. На основании уведомления руководитель ИФНС выносит решение о переносе срока.

Камеральная проверка взносов

Суть камеральной проверки состоит в оперативном определении правильности исчисления взноса. Период процедуры составляет 3 месяца с момента подачи отчетности по взносам (ст. 88 НК РФ ). Особенности осуществления мероприятия:

  • О начале проверки руководитель предприятия не ставится в известность.
  • При выявлении в ходе проверки нарушений инспектор вправе потребовать предоставления документов и пояснений по начислению взносов. По запросу инспектора документы или письменные пояснения должны быть представлены в течение 5 дней.
  • В случае отсутствия нарушений, ошибок, несоответствий требованиям о результатах проверки руководитель предприятия не извещается. По результатам положительной проверки акт не составляется.

В случае представления налогоплательщиком в ходе проверки уточненного расчета по взносам процедура контроля прерывается. Период исчисляется от даты подачи уточненных данных.

Оформление результатов проверки

Документы подвергаются анализу в течение 2 месяцев с продлением периода при необходимости проведения встречных проверок или дополнительных процедур. По результатам проверки инспектор составляет справку об окончании мероприятия, акт проверки. О порядке составления акта указано в ст. 100 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право представить возражения по акту в письменной форме с предъявлением доказательств правоты и обоснованности несогласия с выводами проверяющих лиц. На основании акта и с учетом представленных возражений руководитель принимает решение по проверке о привлечении лица к ответственности или отказе в наложении налогового наказания. При выявлении недоимки ИФНС предъявляет требование об уплате.

Пример предъявления требования

В отношении ООО «Ковров» инициирована камеральная проверка по вопросу правильности исчисления страховых взносов, по результатам которой было выявлено налоговое нарушение в едином расчете за 1 квартал 2017 года. В результате занижения налогооблагаемой базы в размере 12 000 рублей. По итогам проверки ИФНС предъявила требование об обязанности уплатить:

  • Недоимку в размере 12 000 рублей;
  • Штраф в сумме 2 400 рублей;
  • Пени в сумме 57 рублей.

Требование направляется предприятию в течение 20 дней с даты вынесения решения, на исполнение финансовых обязательств документа предоставляется 8 дней.

Сроки проведения проверок

Этап процедуры проверки Камеральный контроль Выездная проверка
Составление акта 10 дней при выявлении нарушений 2 месяца со дня составления справки об окончании проверки
Вручение налогоплательщику 5 дней 5 дней
Представление возражений 1 месяц со дня получения акта 1 месяц
Принятие решения по акту проверки 10 дней 10 дней

Вопрос № 1 . Может ли предприятие привлекаться к ответственности, если налоговая проверка была осуществлена с нарушениями?

Налогоплательщик имеет право опротестовать решение о проверке, предоставив материалы о нарушении регламента и процедуры мероприятия контроля.

Вопрос № 2 . В каких днях ведется учет сроков проведения мероприятий контроля?

Периоды, указанные в НК РФ, учитываются в рабочих днях.

Вопрос № 3 . Может ли налогоплательщик отказаться от ознакомления с актом?

Руководитель предприятия приглашается в ИФНС для ознакомления с актом. Отказ от подписи и получения акта фиксируется в документе. Экземпляр налогоплательщика высылается почтой. Документ считается врученным налогоплательщику.

Вопрос № 4. Можно ли представлять возражение по акту и подтверждающие материалы отдельно?

Материалы, подтверждающие правоту учетных данных предприятия, опровергающие выводы акта проверки, могут быть представлены отдельно, о чем требуется указать в возражениях.

По каким критериям отбираются кандидаты для проведения выездных проверок?
Какие документы затребуют представители Пенсионного фонда в ходе выездной проверки?
На что обратят внимание при проверке первичных документов?

Методические рекомендации по организации и проведению выездных проверок утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда от 3 февраля 2011 г. № 34р (далее – Методичка). Документ устанавливает порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам. Методичка затрагивает только работодателей и коммерсантов, принимающих сотрудников по гражданско-правовым договорам, и не касается проверки взносов, которые ИП уплачивают за себя.

С появлением Методички распоряжение Правления Пенсионного фонда от 11 мая 2010 г. № 127р, которым утверждались временные правила проверок, утрачивает силу.

Методичка определяет перечень документов, которые могут быть запрошены у ИП, устанавливает вопросы, которые будут интересовать контролеров.

План выездных проверок составляется в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируются проверки. При этом проводится полный анализ потенциального кандидата на основании всей имеющейся у фонда информации. Кроме того, сведения могут запрашиваться в налоговой инспекции. План-график на очередной год утверждается до 25 декабря, но в него могут вноситься изменения. В ходе планирования осуществляются следующие процедуры:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

В ходе названных процедур контролеры для отбора плательщиков в план проверок будут ориентироваться на критерии, установленные в Методичке (таблица 1).

Таблица 1. Критерии отбора плательщиков страховых взносов для включения в план выездных проверок Пенсионного фонда

Критерий

Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников)

Несвоевременное представление индивидуальных сведений

Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами

Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом

Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений)

Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд

Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности

Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам

Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)

Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов

*Фирмы и предприниматели, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются (п. 2.2.1 Методички)

В ходе выездной проверки осуществляется контроль не только правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование. Пенсионщиков будут интересовать также документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (п. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

На основе плана-графика выносится решение, один экземпляр которого передается плательщику страховых взносов. В рамках выездной проверки рассматривается период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Методичка рекомендует контролерам выбирать целое число расчетных периодов. Таковым является календарный год, то есть текущий год в проверяемый период советуют не включать, но и не запрещают. Назначать проверку рекомендовано не раньше наступления сроков представления расчета за последний расчетный период, то есть решение о проверки уплаты взносов, к примеру, в 2011 году, скорее всего, будет вынесено после 15 февраля (срок представления расчета по итогам года) 2012 года. Но, опять же, это только рекомендация.

Перед выходом на проверку представитель фонда:

– анализирует документы о деятельности бизнесмена, имеющиеся в наблюдательном деле;

– знакомится с результатами предыдущей выездной проверки;

– формирует по плательщику страховых взносов реестр платежей страховых взносов;

– направляет запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и свое временность уплаты страховых взносов.

Таблица 2. Проверка документов в ходе выездной проверки Пенсионного фонда

Документы, представленные по требованию фонда, проверяются в части:

Полноты представленного комплекта истребованных документов

Правильности оформления первичных учетных документов, представленных для проверки

Наличия утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

Правильности заполнения обязательных реквизитов в документах

Правильности внесения исправлений

Наличия подчисток и помарок

Соответствия даты записи хозяйственных операций по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для начисления страховых взносов

Правильности подсчета соответствующих итогов в документах

Контролеры вправе требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность расчетов и уплаты. Требование о представлении документов составляется строго по форме 14, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н (приложение № 21). Количество требований не ограничено (п. 4.2 Методички), так что не удивляйтесь, если в ходе проверки вам направят несколько требований, периодически запрашивая документы. Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки грозит штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

В Методичке приводится перечень документов, которые могут быть истребованы для проверки. Ревизоров заинтересуют такие организационно- распорядительные документы, как приказы, коллективные, трудовые и гражданско-правовые договоры, соглашения с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц. В приложении № 1 к Методичке приведен перечень документов, истребуемых при проверке. Перечень не является закрытым, а в тексте Методички встречаются иные документы, мы попытались составить наиболее полный список (таблица 3).

Таблица 3. Комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки

Вид документа

Приказы об учетной политике (ИП не обязаны составлять учетную политику, но документ может составляться, если коммерсанту необходимо утвердить какой-либо внутренний бланк, порядок ведения раздельного учета, иные правила учета, не урегулированные законом)

Разрешительные документы (лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.)

Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников

Расчеты РСВ-1 ПФР

Синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период: – книга учета доходов и расходов, кассовая книга, ведомости (оборотно-сальдовые), главная книга, мемориалы-ордера, журналы-ордера и пр. Не все из названных документов ИП обязаны заполнять. Затребовать могут лишь те регистры учета, которые ИП ведет

Список внештатных работников, список сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг

Договоры со страховой медицинской организацией (СМО) на обязательное медицинское страхование работающих граждан, с приложением списка граждан, застрахованных на ОМС

Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма приложена к письму Пенсионного фонда от 26 января 2010 г. № АД-30-24/691 и ФСС России от 14 января 2010 г. № 02-03-08-56П)

Организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы (в том числе об учетной политике), коллективные договоры, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц)

Трудовые договоры

Трудовые книжки работников

Договоры гражданско-правового характера

Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)

Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККМ, квитанции и пр.)

Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма 1-НДФЛ)

Копии форм документов индивидуального (персонифицированного учета) в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период

Расчетные документы (счета и пр.)

Банковские и кассовые документы, в том числе платежные (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы)

Документы, используемые при проверке кассовых операций (приказ о назначении кассира, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, кассовая книга, отчет кассира (второй лист кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера; при наличии ККМ проверяются: договор с ЦТО, журнал кассира-операциониста, справки-отчеты кассира-операциониста, X отчеты, Z-отчеты)

Формы первичной учетной документации, в том числе унифицированные:

1) по учету кадров:

Т-1 – Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;

Т-2 – Личная карточка работника;

Т-3 – Штатное расписание;

Т-5 – Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;

Т-5а – Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;

Т-6 – Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;

Т-6а – Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;

Т-8 – Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении);

Т-8а – Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);

Т-11 – Приказ (распоряжение) о поощрении работника;

2) по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:

Т-12 – Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;

Т-13 – Табель учета рабочего времени;

Т-49 – Расчетно-платежная ведомость;

Т-51 – Расчетная ведомость;

Т-53 – Платежная ведомость;

Т-54 – Лицевой счет;

3) прочие документы

Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц

Учредительные документы: устав и (или) учредительный договор, положение (у ИП этих документов нет)

Бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения (у ИП отсутствует)

Регистры бухгалтерского учета: главная книга; журналы-ордера; мемориалы-ордера; оборотно-сальдовые ведомости; аналитические карточки (карточки субконто и др.); своды по заработной плате; разработочные таблицы-машинограммы (ИП бухучет не ведут)

У фирм дополнительно затребуют аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Если в проверяемом периоде осуществлялись выплаты, в натуральной форме, то в ходе выездной проверки будут рассмотрены следующие счета бухгалтерского учета: 41 «Товары», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные». Если производилась безвозмездная передача материальных ценностей, то контролеры просмотрят регистры бухучета по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Индивидуальные предприниматели бухучет не ведут, соответственно карточек по счетам у ИП нет

Статформа № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» затребуется у юрлиц (коммерческих и некоммерческих организаций, кроме субъектов малого предпринимательства)

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг)

Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда

При необходимости иные документы

Большой раздел Методички посвящен основным вопросам, подлежащим проверке и описанию в акте выездной проверки (таблица 4). Причем каждому из вопросов посвящена отдельная глава Методички с примерами и указанием конкретных показателей, строк отчетности, на которые проверяющие должны обратить внимание.

В Методичке прописаны процедуры проверки отдельных выплат. При этом разделяются по видам: выплаты из кассы наличными, по безналу, вознаграждение в виде натуральной оплаты. А также рассматриваются операции по реализации (безвозмездной передаче) работникам материальных ценностей. Но все вопросы рассматриваются с точки зрения проверки фирм, которые ведут бухучет: перечисляются счета бухгалтерского учета, на которые нужно обратить внимание, сальдо и т. п. Информации для предпринимателей немного, в основном это упоминание первичных документов, на которые контролеры обратят внимание при проверке выплат.