Миф о богине деметре. Мифы древней греции в искусстве Бог греции деметра

Деметра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Ее имя означает «Мать-Земля» .

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит корнями еще в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов ее называли Матерью-Землей. Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чем она отождествлялась с великой богиней , являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также ее называли («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); ее дочь — — была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.

В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы. Иногда Деметру видели в созвездии Девы.

Учреждение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам. Лишь в Мегалополе были статуи Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола, учредивших их уже в IV в. до н. э. В 272 г. до н. э. в Аргосе Деметра приняла образ старухи и убила черепицей царя Пирра, Деметре построили храм и там похоронили Пирра.

Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и ее странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвященный богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвященными в тайны жизни и смерти; принимать в нем участие позволяли даже рабам.

О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали состояния измененного сознания.

Фесмофории — празднества в честь Деметры.

Деметра — в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, гражданского устройства и брака, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано её именем (буквально, «земля-мать»).

Культовые обращения к Деметре: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Гомер, Илиада, V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Гесиод, Opp. 300, 465). К Деметре взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия (Гесиод, Теогония, 969-974).

Научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам, Деметра обучила Триптолема, сына элевсинского царя засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Аполлодор, I 5, 2).

В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне.

Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.

Деметра — прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» («Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана).

Главное священное место Деметры — Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь — «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.

Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Деметры, считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе в Аркадии, где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса (VIII 25, 3).

Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Деметра Эриния омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (Павсаний, VIII 25, 5-7).

В коринфском Гермионе Деметра почиталась как Хтония («земляная») и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников. В Фигалее в Аркадии почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны («Чёрной») (Павсаний, VIII 5, 8). У Гесиода Деметра «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы. Деметра была предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой Азии, в Италии. В римской мифологии богине Деметре соответствует Церера.

В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках.

Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство стало изображать ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Любимым сюжетом для скульпторов античности было снаряжение Деметрой Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее).

Среди других памятников античного изобразительного искусства: «Деметр Книдская» (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Деметры, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (так называемые катакомбы Деметры в Большой Близнице и в Керчи).

В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты — колосья, корзина плодов, серп, иногда рог изобилия и мак. Воплощение образа Деметры в европейском искусстве 16-17 столетий было связано с прославлением даров природы (рисунки Вазари и Голциуса, картины Йорданса «Жертвоприношение Церере», Рубенса «Статуя Цереры» и других живописцев) или с воспеванием радостей жизни (картины «Вакх, Венера и Церера» Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Пуссена и других художников).

Деметра – олицетворение истинной матери. Богиня опекает урожай, взращивает деревья и не может представить собственную жизнь без детей. Но податливая спокойная женщина готова разрушить все, что сама создавала, когда в мирную жизнь дочери врывается чужой. Пожалуй, безграничная любовь сделала Деметру столь почитаемым божеством для древнегреческого народа.

История возникновения

Точное время возникновения культа богини-матери неизвестно, но первые достоверные упоминания Деметры датируются 1500 годом до нашей эры. Особое распространение поклонение получило в городе Элевсин, чье название упоминается в мифе, посвященном похищению .

Изначально почитаемая как богиня ячменного поля, со временем Деметра получила статус покровительницы земледелия. Простое упоминание в молитвах сменилось пятидневными мистериями, проводимыми каждый год.

Тесмофориями – так называли праздники в честь Деметры – руководили исключительно богатые женщины, которые брали на себя все расходы. В честь богини-матери приносились жертвы, пелись песни и устраивались шествия.

В римской мифологии Деметра известна под именем Цереры. Цереру сопровождает богиня жатвы Аннона, а в руках женщина-мать держит разнообразные фрукты. Древнегреческая мифология присвоила богине другой атрибут – чаще всего Деметру изображают с колоском пшеницы в руках.


Римское имя Церера – не единственный псевдоним Деметры. Богиня земледелия так же известна под именами Анфея, Европа, Эриния и прочими. Исследователи насчитали 18 псевдонимов покровительницы земледелия.

Деметра в мифологии

Рождение Деметры сопровождалось неприятными событиями. Отец богини, всемогущий Кронос, съедал всех детей, которых рожала мужчине жена Рея. Та же участь постигла и Деметру, которая стала вторым ребенком в семействе правителей Олимпа.


Позже , родной брат богини, освободил девушку из желудка отца. Деметра поселилась на Олимпе в окружении родственников. Красивая жизнерадостная девушка привлекла внимание Громовержца. Зевс часто наведывался к богине в образе змея. Со временем отношения брата и сестры стали ближе, от божественного союза на свет появилась Персефона. Впрочем, правитель Олимпа вскоре потерял интерес к сестре и увлекся другой молодой красавицей.

Посчитав себя свободной, Деметра ответила на ухаживания другого бога (в других источниках – простого смертного). Иасион, сын Зевса и Электры, долго добивался богини плодородия. Покоренная настойчивостью юноши, женщина трижды приходила к Иасиону на свидания, которые происходили на вспаханном поле. После этих встреч Деметра родила сыновей Плутоса и Филомела. Зевс, узнав о похождениях сестры, в порыве ревности убил Иасиона молнией.


Не менее близкие отношения связывают Деметру и . Повелитель моря случайно увидел богиню во время купания и возжелал женщину. Но Деметра не питала к мужчине ответных чувств. Чтобы скрыться от настойчивых ухаживаний, богиня плодородия превратилась в кобылу и спряталась в пасущемся неподалеку табуне.

Хитрый ход не возымел действия, Посейдон сразу понял замысел сестры. Повелитель морей и рек превратился в жеребца и настиг Деметру, пока та отдыхала в тени дерева. Похоже, что против такого союза Зевс не возражал. Новая любовная связь принесла Деметре двоих детей: говорящего коня Арейона и дочь Деспину.

Деметра любила и опекала всех детей, но все же выделяла Персефону. Особое расположение к дочери освещает миф, рассказывающий о замужестве девушки.


Зевс, в обязанности которого входило устраивать браки богов, решил отдать Персефону замуж за собственного брата , управляющего царством мертвых. Пока девушка гуляла с подругами по Земле, новоиспеченный жених подговорил Гею вырастить неподалеку от Персефоны необычный цветок.

Влекомая ароматом растения, дочь Деметры отошла от подруг. В этот момент земля раскололась, и Аид утащил красавицу в подземное царство. Услышав крики девушки, на место происшествия примчалась Деметра, но следов дочери уже не осталось. Безутешная мать девять дней разыскивала Персефону по свету. Никто не знал, что произошло с девушкой, и не мог подсказать богине, где искать дочь.


Целеустремленная женщина все-таки выяснила правду. Осознав, что с Персефоной ее разлучил Зевс, Деметра покинула Олимп. Приняв вид простой смертной, женщина стала бродить по свету, пока не добралась до города Элевсина. Здесь богиня плодородия устроилась няней в дом царицы Метаниры.

Сын царской особы стал новым объектом поклонения Деметры. На маленького мальчика богиня перенесла всю любовь к Персефоне. Чтобы не расставаться с малышом, Деметра решила сделать царевича бессмертным. Но во время обряда в комнату вошла Метанира и закричала, увидев, что няня держит мальчика над огнем.

Богиня уронила ребенка в костер, спасти сына Метаниры не успели. Разгневанная богиня предстала перед царицей в истинном обличье и распорядилась построить в собственную честь храм в городе. Там поселилась одинокая и несчастная сестра Зевса, перестав разговаривать с богами и смертными.


Пока Деметра искала дочь и скорбела о потере, поля на земле высохли, а деревья перестали плодоносить. Обеспокоенный Зевс отправлял к сестре посланников с просьбами одуматься. Но Деметра не слушала родных. Единственным выходом было вернуть Персефону матери, только Аид не хотел расставаться с женой.

Тогда владыка Олимпа решил, что дочь будет проводить с матерью две трети года, а на оставшееся время возвращаться к супругу. С тех пор каждую осень Деметра впадает в тоску по дочери и снова возрождается и веселится с приходом весны.

  • В мифах, посвященных Деметре, упоминаются красивые волосы богини, цвет которых напоминает пшеничное поле.

  • Значение имени покровительницы земледелия не однозначно. Первая часть имени Деметра переводится как «мать». По поводу второй составляющей ведутся споры. Возможный перевод – «мать-земля» или «мать-пшеница».
  • Древние греки посвятили Деметре созвездие Дева.

Любое природное явление древнегреческая мифология преподносила как деятельность разнообразных божеств. Именно поэтому культурное наследие Греции сочетает в себе достаточно точные исторические сведения о происходящих в разные периоды событиях с набором мифов. Греческая богиня Деметра, олицетворявшая плодородие и покровительствующая хлебным колосьям, считалась одной из самых благодатных богинь. Также она являлась покровительницей законного брака. С этой героиней мифов связано множество историй, которые затрагивают такие аспекты жизни человека, как оседлая жизнь, смена времён года и справедливость по отношению ко всем земным существам.

Согласно легендам, Деметра первая из земных существ запрягла быка в плуг и вспахала поле. Затем она бросила в почву семена овса. Люди, наблюдавшие за действиями богини, были уверены, что зёрна сгниют в земле под проливными дождями. Но, вопреки их ожиданиям, над поверхностью вспаханного поля показались дружные проростки овса. Позже Деметра обучила людей, как ухаживать за посевами. Также она подарила людям такие растения, как финики, инжир и смоква.

Происхождение Деметры, её братья, мужья и дети

Греческая богиня плодородия, которой и являлась Деметра, по своему происхождению была дочерью бога Крона и богини Реи. Она была единственной дочерью в семье. Братья Аид, Зевс и Посейдон были совершенно не похожи на юную деву, которой изначально суждено было покровительствовать земледелию. Отношения между ними были не совсем обычные: Аида богиня Деметра откровенно не любила, к Посейдону вовсе была равнодушна. Единственным из братьев, удостоившимся её почтения, был Зевс.

Деметра, несмотря на своё божественное происхождение, тяготела к материнству и браку. Первым её супругом стал критский покровитель земледельцев Иасион. Брак между ними был заключён на трижды вспаханном поле. От Иасиона богиня Деметра родила Плутоса, который изначально олицетворял обильные урожаи. Чуть позже сына Деметры стали ассоциировать с богатствами, сокрытыми под землёй.

Плутос был не единственным ребёнком богини плодородия. Вступление в брак с Зевсом, единокровным братом Дметеры, принесло ей великую радость - она стала матерью прекрасной дочери, которой было даровано имя Персефона. Согласно мифам, богиня Деметра очень любила дочь, оберегала её от всяческих волнений и бед. Персефона отвечала матери нежностью, она искренне боготворила природу и всё, что рождала земля.

О сыне Деметры из мифов известно немногое, а вот дочери богини древние сказители уделили много внимания. Одну из самых масштабных историй, объясняющих причину смены времён года, описывает миф о Деметре и Персефоне. Именно он был изложен Гомером в виде гимна.

Миф о похищении Персефоны

Как гласит история, Зевс обещал отдать Персефону в жены Плутону. Во время прогулки юной богини бог царства теней забирает её. Богиня Деметра услышала зов о помощи, кинулась в поле, но Персефоны уже не было. Дни и ночи в полном отчаянии металась она по всему свету, но дочери так и не нашла. Ночами она разжигала факелы на Этне (видимо, именно этим событием писатель объяснил одно из извержений вулкана). Лишь спустя девять дней Гелиос рассказал ей, кто похитил Персефону, а также о том, что всё это произошло с разрешения Зевса.

Богиня плодородия впадает в великое горе и одевается в траурные одежды. В порыве гнева Деметра заявляет, что заботиться о плодородии земель она больше не будет. Начался голод, который продолжался несколько месяцев. Земля не родила ни одного колоса, люди страдали без хлеба и фруктов. Но вернуть Персефону нельзя, ведь между ней и Плутоном уже заключён брак.

Видя, что всё это может обернуться тысячами жертв, Зевс принимает решение, что дочь Деметры будет находиться с матерью 9 месяцев в году, а остальное время проводить с мужем. С тех пор с возвращением дочери богини плодородия земля начинает цвести. Люди выращивают хлеб и овощи. А когда Персефона возвращается к Плутону, богиня плодородия и земледелия Деметра облачается в траур, наступает зима. Так в мифах объясняется смена времён года. Лишь в более поздний период создаются произведения, затрагивающие тему личных переживаний и мотивов самой Деметры, Зевса и Персефоны.

Деметра в литературных произведениях Европы

Но не только в произведениях древних мастеров слова упоминаются эти древнегреческие богини. О Персефоне и Деметре написано множество стихотворных произведений. Например, известный европейский поэт Шиллер написал содержательную поэму «Элевсинский праздник». Теннисон пересказал миф о Персефоне и Деметре понятным средневековым европейцам языком в достаточно большом произведении «Деметра и Персефона». Обеим этим богиням посвящено немало опер, оперетт и даже обычных песен. Наиболее известна из них опера Йоммелли «Деметра умиротворённая».

Деметра дарующая и карающая

Как известно, древнегреческие боги и богини могли не только одаривать человечество знаниями, умениями или какими-то благами. За непотребное поведение любой из них мог покарать провинившегося перед богами человека. Несмотря на добрый нрав и заботу о людях, богиня плодородия упоминается в мифах, рассказывающих о наказании людей за жестокосердие, предательство и жадность. Вспомнить хотя бы историю Эрисихтона, которого она наказала за жадность и неуважение к богам. Наказала жестоко, но он того действительно заслужил, так как сердце его было чёрствым, как прошлогодняя краюшка хлеба.

Здесь хотелось бы вспомнить две легенды, в которых описывается период, когда древнегреческие богини Деметра и Персефона были разлучены.

История о Деметре и Триптолеме

В дни странствий по миру в поисках Персефоны Деметра, измученная и голодная, вошла в Элвисин. Её радушно принял тамошний царь, именуемый Келеем. Маленький царевич Триптолем был болен, и супруга царя не отходила от его колыбели. В благодарность за еду и кров покровительница земледелия исцеляет младенца от хвори.

Проживая какое-то время в Элвисине и наблюдая за маленьким Триптолемом, Деметра начинает испытывать к нему материнскую любовь. Желая наградить его бессмертием, она кладёт его в огонь, чтобы очистить тело и душу мальчика от земных грехов. Но ритуал не был доведён до конца, так как мать царевича, испугавшись за сына, извлекла его из пламени. Тем не менее Деметра наделила Триптолема божественным началом.

С тех пор юноша разъезжал по всей земле, обучая людей искусству земледелия. Позже его назовут покровителем землепашцев. Храм в его честь будет отстроен вблизи храма Деметры в Элвисине. Таким образом, богиня действительно сделала его имя бессмертным.

Наказание Эрисихтона

Несколько иначе обстоят дела в мифе о Деметре и Эрисихтоне. В дни скитаний, когда Персефона пребывала в царстве Плутона, богиня плодородия и земледелия отдыхала в тени священной рощи, посаженной в честь неё. Эрисихтон, уверенный в своей безнаказанности, хотел вырубить деревья для постройки дворца. Деметра попыталась воззвать к совести мужчины, но он замахнулся на неё топором и приказал освободить дорогу для его рабов.

Разгневавшись на такое неуважение к её божественной персоне, богиня Деметра наложила на Эрисихтона заклятие вечного голода. С того момента жадный мужчина не выходит из-за стола, поедая все припасы в доме. Вскоре они закончились, и Эрисихтону пришлось продавать всё своё имущество, чтобы купить еды и утолить нестерпимый голод. Так он становится нищим. Но голод не утихает, и Эрисихтон принимает решение продать свою дочь в рабство. Обезумевшая от горя девушка сбегает от своих хозяев. Раз за разом возвращается она в отчий дом, но отец снова продаёт её. В конце концов Эрисихтон съедает самого себя. Так Деметра наказала его за жадность.

Элвисинские мистерии: праздники, посвящённые богине плодородия

Как и другие древнегреческие боги и богини, Деметра была почитаема у простого народа и знати. В честь неё устраивались праздники, на которых прославлялись её доброта и щедрость. Изначально в мероприятиях принимали участие только жители Элвисина. Спустя несколько десятилетий культ богини земледелия и плодородия распространился по всей Древней Греции, и в городок стали съезжаться люди со всей территории государства.

Позже праздник Деметры отмечали в храме богини в Афинах в два этапа: весной проходили Малые Элфисины, посвящённые началу весны, а осенью - Великие Элфисины, длящиеся 9 дней и ночей. В первый день празднества приносились жертвы Деметре, жители Греции совершали омовения и очищение ритуалами. Обязательным условием празднования был пост. Затем в течение 5 дней было принято проходить большой красочной процессией от храма к морю. Также проводились атлетические соревнования.

На шестые сутки торжества организовывалось массовое шествие из Афин в Элевсин. Участники праздника облачались в нарядные одежды, их головы украшали миртовые венки. В руках люди несли факелы и земледельческие орудия труда. По дороге процессия часто останавливалась. Молодые девушки исполняли ритуальные танцы, а юноши состязались в ловкости и силе.

В Элвисине с наступлением ночи разыгрывали очень реалистичное представление по мотивам мифа о похищении Персефоны. Плач и стоны обезумевшей от горя Деметры изображали звуки, воспроизводимые с помощью медных духовых инструментов. Из темноты то и дело доносились неясные голоса и шорохи. Зрителей этого действа охватывал мистический ужас. Возвращение Персефоны к Деметре влекло за собой сполохи света от многочисленных лампад и факелов, радостные песнопения и танцы.

Помощники Деметры

Деметра, хоть и была покровительницей земледелия и плодородия, по верованиям греков не могла уследить за порядком на всей территории Древней Греции. Поэтому она обзавелась своеобразными помощниками в различных отраслях земледелия. Древнегреческая мифология рассказывает о нескольких божествах, олицетворяющих собой растительный мир. Так как они считались второстепенными и зачастую имели человеческое происхождение, имена их редко упоминались в литературных источниках. Зато сохранились барельефы и фрески, изображающие Деметру со свитой.

Предполагают, что все они являлись духами лесов, полей, цветов и деревьев. Именно они помогали богине плодородия слышать «шёпот земли», а также доносили до неё мольбы земледельцев об урожае или просьбы о помощи.

Скульптуры и другие изображения богини плодородия

К сожалению, в настоящий момент практически нет подлинных изображений Деметры, созданных во времена Древней Греции. Сегодня скульптурные изображения этой богини древнегреческой мифологии достаточно часто являются подделкой или изображением совсем других божеств или представительниц знатных родов. Археологи идентифицируют части статуй Деметры по таким признакам, как наличие на голове венка из колосьев, а также по поросёнку и корзине, наполненной колосьями и плодами, в руках. Нередко скульптурные или фресочные древнегреческие боги и богини выдаются за Деметру только потому, что в их руках или на одеждах изображён цветок мака.

Как бы странно это ни прозвучало, но подлинные изображения богини плодородия из Древней Греции легче всего найти на старинных монетах, фресках в погибшем городе Помпее, а также в склепах близ города Керчь в Крыму.

Боги плодородия в культуре других стран

Не только древнегреческие богини следили за порядком в растительном мире и помогали людям освоить все тонкости обработки почвы и выращивания культур. Примером тому могут послужить божества из римской мифологии, которые по своим характеристикам мало чем отличаются от древнегреческих богов. Полным аналогом Деметры в этой культуре считается Церера. Она, так же как и греческая покровительница земледелия, впервые вспахала полоску земли и показала, как нужно сажать семена и ухаживать за растениями.

Так же как и у Деметры, у Цереры было несколько богов-помощников, которые отвечали за отдельные стихии и растения. Например, Флора была покровительницей цветов. Изображалась она в венке и с пышным букетом в руках. Её изображения сохранились в Геркулануме, а также в Капитолии и Риме.

Леса и поля в понимании римлян находились под покровительством Сильвана. Также он считался защитником садов и пашен. Изображения Сильвана сохранились частично, но из них ясно, что изображали его с серпом в одной руке и ветвью дерева в другой. Поклонялись этому богу и ремесленники, занимающиеся деревообработкой.

Фруктовые сады Древнего Рима находились под покровительством сразу двух богов - Вертумна и Помоны, которые приходились друг другу супругами. Вертумн, бог овощей и фруктов (то есть плодов), изображался как статный мужчина с окладистой бородой, держащий в руках рог изобилия. Изображений Помоны, богини фруктовых садов, не сохранились, однако её можно увидеть на созданных в 18 веке барельефах в окружении других богов Древнего Рима.


Деметра , в мифологии Древней Греции богиня, отвечающая за плодородие земли и земледелие. Деметра одна из двенадцати богов Олимпа, правящих миром, при этом одна из самых любимых и почитаемых богинь у людей. Деметру просят о том, чтобы зёрна вышли полными и чтобы пахота была удачной, ведь без благословения Великой богини ничего расти не будет. Считается, что именно Деметра обучила людей сеять и пахать землю. Она была милостивой богиней, дающей дары, кормилицей.

Семья и окружение

Отцом и матерью Деметры были титаны Кронос и Рея . Она не только супруга, но и сестра главного олимпийского божества - Зевса , от которого у неё родилась дочь - Персефона . Сёстры и братья Деметры (Гера , Посейдон и Аид) - тоже восседают на Олимпе, все за исключением Гестии , которая отдала своё место на Олимпе Дионису .

Кронос проглотил Деметру так же, как и остальных своих детей. Но Зевс освободил их из этого странного плена с помощью своей матери и Метиды . Позже, когда боги делили власть, Деметре досталась в ведение вся земная природа.

Зевс завоевал любовь своей будущей супруги в образе змея. Однако по мифу фригийцев он был в образе быка. В честь свадьбы с Зевсом Аид подарил своей сестре Деметре остров Сицилию.

В Одиссее Гомера рассказывается о том, что возлюбленным Деметры стал Иасион (или Ясион, или Ээтион). Некое божество с острова Крит, связанное с плодородием и земледелием. На поле вспаханном три раза на Крите Деметра и Иасион разделили ложе и породили Плутоса - божество изобилия и богатства. Зевс приревновав Деметру, убил Иасиона. Хотя этот миф рассказывается в различных вариантах. Есть также версия, что Деметра и Иасион стали родителями и Филомела, которого Деметра вознесла на небо в качестве созвездия Волопаса.

Также рассказывают, что однажды Деметра и Посейдон приняли образы лошадей, и от их связи был рожден конь Арейон.

Мифы о Деметре

Главный миф о Деметре это миф о похищении Персефоны , практически все истории о Деметре так или иначе связаны с этим мифом. Однажды Персефона отправилась собирать цветы для своей матери. В этот самый момент появился Аид из недр земли и силой увез молодую богиню на своей колеснице в тёмное царство теней. Деметра исходила всю землю в поисках своей единственной и возлюбленной дочери. Скорбящая Деметра перестала следить за природой и в отчаянии вовсе запретила цвести цветам и плодиться растениям.

Позже узнала она, что именно её брат Аид похитил Персефону и отправилась к Царю Богов искать помощи. Зевс приказал Аиду вернуть дочь матери. Но Аид поступил хитро. Он отпустил Персефону , но прежде накормил её семенами граната на прощание. Оказалось, что по древнему правилу всякий вкусивший пищи или питья в царстве мёртвых больше не может вернуться в мир живых. Но от того, что земля опустела, не росли растения и деревья не давали плоды, люди начали голодать и перестали возносить жертвы богам. Зевсу пришлось найти компромисс. Его повеление заключалось в следующем: часть года Персефона будет жить в царстве теней Аида в качестве его жены, а часть года возвращаться к матери Деметре. Так возникли времена года, зимой природа замирает в ожидании возвращения Персефоны к матери, летом же природа ликует оттого, что радуется Деметра вновь встретившая свою дочь.

Есть версия, что Деметра искала свою дочь ровно девять дней, на девятый день не найдя ни следа она обратилась к Гелиосу (Солнцу), который видит все вокруг и тот рассказал Деметре кто похитил её дочь. Существует и предположение, что именно Зевс разрешил Аиду забрать Персефону и, когда Деметра поняла это, она отправилась путешествовать по миру, приняв облик старухи.

О скитаниях Деметры рассказывают Павсаний и Гомеровский гимн "К Деметре". Деметра добралась до соседнего с Афинами Элевсина и опустилась на камень, который был назван позже камнем скорби, у родника (или колодца) Анфиона. Дочери царя Элевсина Келея увидели заплаканную богиню, но Деметра не раскрыла им свою тайну, а лишь рассказала, что она с острова Крит и её ограбили. Царевны отвели Деметру в дом своего отца, предложив ей кров и работу. Но Деметра выдала себя, входя в дом она задела притолоку двери и весь дом залился сиянием. Царица Метанира сразу поняла, что перед ней вовсе не смертная. Поклонившись странной путнице, Метанира предложила ей занять её кресло, но Деметра отказалась и устроилась на простой деревянной скамье. Она предавалась печали, не ела и не пила, никого не замечая вокруг. Только старухе-служанке Ямбе удалось вызвать краткую улыбку Деметры, так задорны были её шутки (поэтому и называется стихотворный метр Ямбом).

Царица доверила чужестранке своего сына Демофонта (по Гигину - Триполема) и в течение нескольких дней младенец стал взрослее на целый год. Деметре понравился ребёнок и она возжелала сделать его бессмертным, она натирала младенца амброзией, заворачивала в пелёнки и закаляла его в пылающей печи. Но Метанира увидела это действо и подняла страшный крик (одна из версий утверждает, что ребёнок погиб из-за вмешательства его матери в таинство). Тогда Деметра предстала перед обитателями дома в своём истинном обличии и повелела построить храм в городе, а у родника Анфион - алтарь.

Так Деметра сидя в своём храме в Элевсине предавалась печали, пока природа гибла на глазах богов и людей. Как ни уговаривал Зевс Деметру вернуться на Олимп и кого бы не посылал к Деметре, она отказывалась. Пришлось Царю Богов повелеть Аиду вернуть Персефону . И только тогда, когда Персефона вернулась к матери, Деметра скинула с себя оцепенение и природа вновь ожила.

Благодаря за гостеприимство, Деметра научила земледелию жителей Элевсина. Триполему она подарила семена пшеницы, Триполем первый вспахал землю и засеял поле. А затем по повелению Деметры Триполем облетел всю землю на дарованной ему крылатой колеснице и научил людей всего мира засевать поля.

Существует и другой миф о возникновении времён года. Миф об Иасионе и Деметре. Когда возревновавший Зевс поразил перуном (молнией) критское божество, Деметра огорчилась настолько, что запретила природе приносить плоды и тогда Царь Богов разрешил Иасиону временно возвращаться на землю к Деметре. Порождение же Плутоса по Гесиоду является образом того, как Деметра научила людей земледелию.

Имя, эпитеты и характер

Имя Деметры свидетельствует о её древнем хтоническом прошлом (букв. "мать-земля"; греч. da-de-ge, "земля"). К Деметре обращаются как к Хлое ("зелень", "посев"), Карпофоре ("дарительница плодов"), Фесмофоре ("устроительница", "законодательница"), Сито ("хлебодарная"), эти эпитеты Деметры говорят о её функции как богини плодородия. Добрая к людям, Деметра помощница в трудах крестьян, она внешне прекрасная и светлая богиня.

Эпитеты Деметры "Ахея" (Ахена), то есть "скорбящая", и "Эриния", то есть "мстящая" указывают на ее образ в мифе о похищении её дочери.

В мифе о Деметре отражается борьба между жизнью и смертью. Чтобы выросли растения и появились плоды, старые растения должны умереть и стать удобрением, то есть жизнь невозможна без смерти. В Древней Греции символом плодовитости было гранатовое зернышко, но им почему-то владеет бог мертвых.

В римской мифологии Деметру отождествляют с Церерой.

Культ Деметры и символика

Деметру почитают земледельцы. Её прославляют на праздниках Фесмофориях как устроительницу правильных земледельческих порядков, участие в празднике принимали главным образом женщины. Деметру почитают как одну из древних Великих богинь (Рея-Кибела , Гея), дарующих земле силу родить урожай, а животным и людям плодиться. На этом празднике почитают и Персефону - дочь Деметры, их называют "двумя богинями" и дают клятвы именем "обеих богинь". На празднествах проводились ритуалы, направленные на увеличение плодовитости.

Атрибуты Деметры - колосья, серп, плоды, и иногда рог изобилия. Её цветы - васильки (венок из васильков надела Деметра, радуясь возвращению дочери).

Главный священный город Деметры - Элевсин в Аттике, там в течение 9 дней боэдромиона (сентября) проводились Элевсинские мистерии, представлявшие горе Деметры, её похождения, связь между миром живых и миром мёртвых, очищение физическое и духовное. Афинские семьи имели право участия в элевсинских мистериях, передававшееся по наследству, они повиновались обету молчания, из-за которого о мистериях известно не очень много. Эсхил тоже пользовался таким правом, однажды он был даже изгнан из Афин разглашение ритуальных тайн.

Возникли эти мистерии возможно в микенскую эпоху еще в середине II тыс. до н.э. По мифам именно Деметра научила этим таинствам элевсинцев, после возвращения Персефоны . Участники обрядов пили напиток из мяты и ячменя (кикеон), который по легенде Деметра пила в доме Келея, после чего они посещали храм Деметры, где демонстрировались некие священные предметы. Принимать участие в этих таинствах разрешалось даже рабам. Есть также версия, что в состав напитка кикеон входили некие психотропные вещества, которые позволяли участникам обряда достигать изменённого состояния сознания.

Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса . Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и мстящая" Деметра (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней. В Гермионе (Коринф) Деметра почиталась как Хтония ("земляная"), покровительница горячих источников). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны ("Чёрной"). У Гесиода Деметра "чистая" соседствует с Зевсом "подземным", и им обоим возносит земледелец свои мольбы.

На горе Афон в Греции сохранился жертвенник Деметре, его конструкция с кровостоком и жёлобом для шеи даёт право предполагать, что на нём приносились человеческие жертвы.

Влияние образа Деметры на культуру и искусство

В искусстве Деметра изображалась двояко: как добрая к людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев, и как скорбящая мать в облике женщины, окутанной покрывалом.

Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Ей посвящена пьеса Аристия "Деметра", а также она упоминается в "Одиссее" Гомера.

Среди памятников античного изобразительного искусства наиболее известна "Деметра Книдская". Сохранились также посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные статуэтки из терракота, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях так называемых склепов Деметры в Большой Близнице и в Керчи.

В иллюстрациях к книгах средневековья Деметра выступает как покровительница сельских работ и как олицетворение лета. В эпоху Возрождения Деметра часто изображается обнажённой. В европейском искусстве 16-18 образ Деметры был связан с прославлением даров природы (рисунки Дж. вазари и Х. Голциуса, картины Я. Йорданса "Жертвоприношение Церере", П.П. Рубенса "Статуя Цереры" и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины "Вакх, Венера и Церера" Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.).

Наиболее значительные произведения европейской литературы - поэзия Ф. Шиллера "Элевсинский праздник" и А. Теннисона "Деметра и Персефона". Известна и опера Н. Йоммелли "Умиротворённая Деметра".

В современности

В честь Деметры назван астероид главного пояса (402) Хлоя, открытый в 1895 году французским астрономом Огюстом Шарлуа в Ницце.

Так же в честь богини назван Венец Деметры на планете Венера.

В солнечной системе в честь римского аналога богини названа карликовая планета, ранее считавшаяся астероидом - Церера.