Литературная сказка наследница сказки народной. Русские народные традиции в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях
Гизатуллин Марат
Руководитель проекта:
Каримова Светлана Валерьевна
Учреждение:
МБОУ "СОШ" с. Карамалы - Губеево Республики Башкортостан
В представленном исследовательском проекте по литературе "«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной" рассматриваются характеристики народной и авторской сказки, а также выясняется, чем сказка А.С. Пушкина похожа, а чем отличается от народной сказки.
В процессе исследовательской работы по литературе "«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной"
учеником 5 класса была поставлена цель выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам
В исследовательской работе по литературе "«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной" автор выдвигает гипотезу что «» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.
В предложенном проекте по литературе "«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной" автором предложены результаты сравнительных характеристик народной и авторской сказки.
Автор проекта по литературе рассматривает понятие сказки, внимательно изучает увлечение А.С. Пушкина русским фольклором и использование им некоторых традиционных элементов народной сказки в данном произведении.
Введение
1. Понятие сказки.
2. Увлечение Пушкина русским фольклором.
3. Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина
Заключение
Список литературы.
Введение
Наша художественная литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Мне захотелось провести исследование и все это выяснить.
Я считаю свою исследовательскую работу актуальной, так как литературная сказка, как я думаю, основана на традициях русского фольклора, взяв в себя наследие народа.
В народных сказках герои трудолюбивы, мудры, сильны, не бояться никаких трудностей… Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.
Исследователями до сих пор изучается литературная сказка. Нет конкретного определения. Работа в этом направлении до конца еще не изучена. И чтоб все это узнать, мне пришлось изучить материалы из разных источников. Оказывается, по данной теме материал трудно найти, так как мало исследована и представляет интерес. Я просмотрел статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.
Цель моего исследования: это выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам.
Задачи:
- познакомиться с краткой биографией А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
- прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях » и сопоставить ее с народными сказками;
- установить использование традиционных основ народных сказок в литературном произведении;
- на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.
Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях », народные сказки.
Метод исследования : поиск материала по данной теме по источникам книг и по материалам интернета.
Гипотеза
. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.
1. Понятие сказки
С.Я. Маршак сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства ». /1/ Что же мы называем сказкой?
Сказка – один из жанров устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.
В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.
Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой. /2/
Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.
В первые десятилетия ХIХ века появились удачные обработки народных сказок. Это был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.
Разделы: Литература
- Организовать учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению народной сказки с литературной сказкой.
- Показать им (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
- В ходе работы подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее общечеловеческие ценности.
- Познакомить учащихся со сказочным прологом к поэме «Руслан и Людмила».
Оборудование: компьютер, медиапроектор, книжная выставка.
Метод: проектный
Форма: коллективная, групповая, индивидуальная. Ученики (с учетом их интересов и взаимоотношений) распределяются по творческим группам:
- Знатоки сказок
- Исследователи сюжета
- Составители слайдов
- Языковеды
Каждая группа получает задание.
1. Знатоки сказок А.С.Пушкина
Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о
царе Салтане…»
Задача учителя:
Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить
«перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»
2. Исследователи сюжета
Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой
«Во лбу солнце...». Найти сходства и различия.
Задача учителя:
Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить
материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».
3. Составители слайдов
Собрать материал по сказкам к слайдам.
Задача учителя:
Из собранного материала отобрать наиболее удачный и
составить слайды.
4. Языковеды
Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя:
Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет»,
«постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок,
лубочные повествования, гипотеза и др.).
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.
Ребята, на этом уроке нас ждет встреча с уже знакомыми сказками. С какими? Не спешите отвечать! Будьте терпеливы, внимательны, активны.
2. Актуализация знаний учащихся
– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и
приключениях).
– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку? (Учит отличать
доброе от злого, хорошее от плохого).
– А какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в
некотором государстве..»? (Волшебные).
– Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? (Они очаровывают;
переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
– Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, слушая старинные
предания и былины, которые рассказывала ему няня?
3. Детство поэта (рассказ учителя с опорой на представления учащихся)
Учитель. Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.
Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»
Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких думИ в вымыслах носился юный ум…
Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.
Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.
– С какими сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы? Назовите их. Работает группа знатоков сказок.
4. Исследовательская работа (сопоставительный анализ)
– Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок
Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам провести
исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то
есть предположение. За гипотезу возьмем слова детского писателя, Самуила
Яковлевича Маршака.
Прочитайте.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.
– Вспомним названия русских сказок, заданных на дом. (Это народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
– Обратите внимание на длинное название сказок. Работает группа языковедов. (Это типичное заглавие лубочных повествований в 18 веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой).
5. Сопоставительный анализ
Работает группа исследователей сюжета, им помогает группа языковедов. У каждого ученика на парте таблица «Сопоставление волшебной народной сказки с литературной сказкой».
Работа с таблицей сопровождается показом слайдов. Приложение 1
Учитель. Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды » и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ». Обратите внимание на длинные названия сказок.
Отвечают языковеды: Это типичное заглавие лубочных повествований в XVIII веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой.
– Назовите героев, которые встречаются в этих сказках.
Отвечают знатоки героев сказок: Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.
Работают исследователи: Волшебная сказка начинается с традиционного зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.
Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:
…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить .
Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.
Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:
…Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.
Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался... кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене "Прощай!", полетел во дворец».
После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:
Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…
В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его
просветлела!»
Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:
И я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре» .
Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.
В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.
В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.
В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.
Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии. (Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).
И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:
…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:
…И царица над ребенком
Как орлица над орленком……Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…
Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты. (Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и другие.
Учитель. Сопоставляя сказки, вы, ребята, конечно же, заметили одно
качество, которое
роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.
Что всегда побеждает в народной сказке? Какие человеческие качества сказка прославляет, а за какие – наказывает? (Добро всегда побеждает зло. Каждый получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.)
Подводим детей к выводу о том, что сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!
Учитель. Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
– Согласны вы с этой гипотезой?
– Как вы думаете, ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)
Итак, мы выяснили, что Пушкин «Сказку о царе Салтане написал на основе русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Но он не просто пересказал сюжет, а создал авторскую сказку, в которой многое изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.
6. Введение нового материала
– Вспомним с детства знакомые строчки «…Там чудеса: там леший бродит…» Эти строчки из знаменитого «Лукоморья» – пролога к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок.
Выразительное чтение пролога учителем.
(Далее проводится беседа, в ходе которой комментируются трудные слова).
– Какой картиной начинается пролог? Как вы её себе представляете? (Устное
словесное рисование).
– Что такое Лукоморье? (В фольклоре – сказочная страна, полная чудес).
– Знакомы ли вам персонажи, упомянутые в прологе? (Лешие, русалки,
богатыри, Баба-Яга, Кощей и т.д.)
– А что за персонаж кот ученый? (Кот Баюн, популярный персонаж русской
мифологии, хранитель священного дерева Перуна).
– Можете ли вы назвать ту сказку, которую А.С.Пушкин использовал, чтобы
написать вступление к поэме? (Использована не одна сказка. Во многих
фольклорных произведениях русского народа встречается и Кощей, и Баба-Яга, и
другие герои).
– Зачем же они понадобились поэту? Что он хотел пояснить читателю поэмы?
(Что поэма сказочная. Читая её, попадаешь в удивительный мир. Для этого в
прологе автор рисует картину волшебного царства Лукоморья.)
Учитель. Всё напоминает в прологе о народной сказке. Обратите внимание на композиционное построение вступления. В нем, как и в сказке, есть зачин: где-то далеко, у Лукоморья.., далее развитие действия:
«Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
и т.д.
– Автор проводит читателя через сказочную жизнь разных героев. (Вспомните про постоянные эпитеты. Найдите их в тексте, например: «бурый волк», «на неведомых дорожках» и другие. Повторы: «через леса, через моря», «избушка…без окон, без дверей»).
– Как вы понимаете строчки: «Там русский дух… Там Русью пахнет!» (У Пушкина «русский дух» – это подлинно живое, светлое, доброе, народное начало, истинная Русь, которой веет от сказок).
Пролог заканчивается так же, как кончается народная сказка. Сегодня на уроке звучала традиционная сказочная концовка («И я там был, мёд, пиво пил…»). Но поэт вносит некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для чего? (Поэт хотел сказать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется).
7. Подведение итогов
Учитель. Ребята! В любом возрасте не поздно заново открывать для себя мир сказки. Читайте сказки! Это полезное, увлекательное, захватывающее занятие.
8. Домашнее задание
Выучить наизусть вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Список литературы:
- Детская энциклопедия, том 10, Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР 1961.
- Зуева Т.В . Сказки А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1989.
- Корепова К.Е . Русская лубочная сказка. – Нижний Новгород: Ки Тиздат, 1999.
- Пушкин А.С . «Сказка о царе Салтане» 1961г. Художник А. Куркин. (Иллюстрации в стиле ПАЛЕХ).
- Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» http://peskarlib.ru (Детская электронная библиотека «Пескарь», 2006–2011).
- Самойлова Е.А . Конспекты уроков для учителя литературы. 5класс. М.:Владос, 2003.
- Школьный философский словарь, Издательство «Просвещение», 1995.
2. По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина очень близки народным сказкам. Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных.
3. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.
4. А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца - селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки - все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.
5. В традиционную сказочную концовку («И я там был, мёд, пиво пил…») поэт внёс некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для того чтобы показать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется.
«Сказка о царе Салтане» и её народный аналог «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» Мы сравним эти две сказки и узнаем в чём схожесть, а в чём их различие. Тем самым мы докажем, что литературная сказка – наследница сказки народной. Иллюстрация И.Я. Билибина
События сказок (не все) Сказка о царе Салтане: Женитьба младшей сестры Рождение царевича Подмена писем Заточение царевны с сыном в бочку Прибытие бочки к берегу Появление города и волшебных героев Встреча с царевной-лебедь Встреча с царём-отцом Во лбу солнце…: Женитьба младшей сестры Рождение царевичей Подмена детей Заточение царевны с подкидышем в бочку Прибытие бочки к берегу Появление бани Встреча со сводными братьями Встреча царевны с её родными сыновьями
ВЫВОД Таким образом мы увидели, что эти сказки – «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и «Сказка о царе Салтане» похожи. Из этого мы можем сделать вывод, что литературная сказка берёт корни из народной. Авторы могут черпать своё вдохновение и идеи из народного творчества. В заключение скажем: литературная сказка – наследница народной.
КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Открытый урок литературы в 6 классе
Тема: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
Леонгард Татьяна Ивановна ,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Новоалтайск
Тема: Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.
Цель: Создать условия для сравнения народных сказок с литературной сказкой.
Задачи: Формировать умение обсуждать события и поступки героев в сопоставлении с фактами из разных произведений.
Развивать словесно-логическое мышление, долговременную память, непроизвольное и произвольное внимание.
Прививать интерес к изучению творчества А.С. Пушкина, воспитывать правильное отношение к добру и злу на примере сопоставления поступков героев народных и литературных сказок.
Тип урока: комбинированный урок.
Программное содержание:
Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Русская народная сказка «Морозко» (внеклассное чтение).
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Чтение сказок, работа над содержанием.
Характеристика главных героев.
Просмотр фильма «Морозко», мультфильмов «Царевна-лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Мультимедийная установка для демонстрации учебно-познавательного материала (проблемных вопросов и заданий для учащихся) и наглядно-иллюстративного материала (кадров фильма «Морозко» и мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Виды дифференцированного подхода:
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества (репродуктивные и продуктивные задания).
Словарь:
наследница
кадр
Организационный момент.
Повторение.
Какие русские народные сказки мы прочитали?
«Царевна-лягушка»
«Морозко»
Какую литературную сказку мы прочитали?
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Кто автор этой сказки?
Александр Сергеевич Пушкин
Портрет Александра Сергеевича Пушкина
Можно сказать, что «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - пушкинская сказка.
Рассказ учителя о Пушкине.
Слайд № 3 :
1824 год
село Михайловское
Здесь в 1824 году жил А.С. Пушкин.
Слайд № 4 :
няня и Пушкин
Это Александр Сергеевич Пушкин и его няня - Арина Родионовна.
Арина Родионовна знала много народных сказок и любила их рассказывать, а Александр любил их слушать.
Слайд № 5:
В ноябре 1824 года в письме брату Пушкин пишет: «…вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки!»
А потом Пушкин начал сам писать сказки.
Слайд № 6 :
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830)
«Сказка о царе Салтане…» (1831)
«Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)
«Сказка о мёртвой царевне…» (1833)
«Сказка о золотом петушке» (1833)
« Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
С.Я. Маршак
Это тема нашего урока. Сегодня вы должны понять, в чём сходство пушкинской сказки с народными сказками.
Сравнительный анализ литературной сказки с народными сказками.
Напевные интонации
Слайд № 9:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
Какая это сказка?
Слайд № 10:
Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
Какая это сказка?
Русская народная речь напевная и мелодичная, поэтому народные сказки читаются напевно. А теперь прочитайте начало пушкинской сказки.
Слайд № 11:
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Какая это сказка?
Вывод: В пушкинской сказке сохраняются напевные интонации.
Есть сходство?
Повторы слов
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платочек и принёс в своё царство-государство.
Какая это сказка?
«подумал-подумал» – это повторы слов.
Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла…
Какая это сказка?
Найдите повторы.
Найдите повторы в сказке «Морозко», с. 41.
подумал-подумал
искала, искала
вези-вези
В народных сказках есть повторы слов. Посмотрим пушкинскую сказку. Найдите повторы, с. 91-92
росла, росла
Есть сходство?
Слайд № 16:
Сказочные герои
Какие герои есть и в сказке «Морозко» и в «Сказке о мёртвой царевне…»?
Настенька падчерица царевна
Есть сходство?
Характеры героев
Какая старуха по характеру? (кадр)
Какая царица по характеру? (кадр)
Черты характера:
злая
грубая
капризная
жестокая
бессердечная
завистливая
Вывод: Мачехи похожи.
Сейчас мы посмотрим, как мачехи относятся к падчерицам.
Как мачехи относятся к падчерицам?
В чем сходство?
Похожи желания старухи и царицы избавиться от падчериц.
Какие по характеру падчерицы?
Настенька вяжет;
Настенька разговаривает с Морозко.
Какая Настенька? (учащиеся характеризуют Настеньку)
Царевна вышивает;
Царевна разговаривает с богатырями.
Какая царевна? (учащиеся характеризуют царевну)
скромные
вежливые
сердечные
трудолюбивые
Вывод : Характеры героев похожи.
Слайд №22: 5. Сказочные концовки – победа добра и справедливости.
Слайд № 23:
Что случилось?
«Морозко» - падчерица умерла (замёрзла), но потом ожила, свадебный пир.
«Сказка о мёртвой царевне…» - падчерица умерла – ожила – свадебный пир.
Есть сходство?
Слайд № 24:
6. Природа помогает героям.
Слайд №25:
Вспомним сказку «Морозко».
Как природа помогает Настеньке?
Петушок и солнышко помогают девушке закончить работу до рассвета.
Морозко (мороз) укутал её тёплыми шубами.
Королевич Елисей едет искать свою невесту. Он не знает, где царевна, и просит, чтобы природа помогла ему.
К кому обращается Елисей?
Сначала к солнцу.
Потом к месяцу.
Затем к ветру.
Вывод : Природа помогает героям.
Слайд №26:
Животные помогают хорошим, добрым людям.
Слайд № 27:
В сказке «Морозко» собачка чувствует, что Настенька попала в беду и зовёт на помощь (кадр из сказки).
В «Сказке о мёртвой царевне…» Соколко помогает царевне (кадры).
Есть сходство?
Обобщение.
Сходство пушкинской сказки с народными сказками
Напевные интонации;
повторы слов;
сказочные герои;
характеры героев;
сказочная концовка – победа добра и справедливости;
природа помогает героям;
животные помогают хорошим, добрым людям.
Вы увидели, что есть сходство пушкинской сказки с народными сказками. Вспомним слова Маршака:
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
С.Я. Маршак
VIII. Итог урока.
Чему учат сказки?
Нельзя быть злыми, жестокими, гневными, завистливыми.
Надо быть добрыми.